32
5 мин.
Инструкция: прочтите 32 утверждения и выберите, насколько часто описанные в них переживания вас посещают: «очень часто», «часто», «иногда», «редко», «никогда». Время прохождения – 5 минут.
Адекватная самооценка лежит в основе личностного позиционирования человека в обществе. Уверенному в себе, но не нахальному, проще всего хорошо зарекомендовать себя в любом коллективе и получать удовольствие от самореализации. Самооценка формируется в детстве, особенно важен подростковый период для ее становления. Тест-опросник определения уровня самооценки С. В. Ковалева разработан для старшеклассников. Пройдите его онлайн бесплатно, чтобы установить, насколько точно вы себя воспринимаете.
Подростковый период – один из самых сложных в жизни человека. В этом возрасте он пытается обрести себя, самоидентифицироваться. Положительная оценка окружающих играет важную роль в этом процессе. Она во многом формирует самооценку. Здоровое восприятие собственных сильных сторон и недостатков необходимо для соответствующего поведения в обществе и личностного развития. Методика Ковалева предполагает классификацию самооценки респондента по трем уровням:
- низкая;
- средняя;
- высокая.
Если подросток себя недооценивает, ему трудно проявить свои достоинства. Он не инициативен, пассивен. Заблаговременная настройка на поражение блокирует положительную внутреннюю агрессию, которая отвечает за самозащиту, конкуренцию и развитие.
Самолюбивый старшеклассник с признаками нарциссизма вызывает оправданное неприятие у сверстников и старших. Зазнайку не любят и стараются отрезвить жесткими шутками и отстраненным отношением. Такой тинейджер плохо поддается воспитанию, игнорирует дисциплину, имеет проблемы в общении с родителями, учителями.
Средняя самооценка – оптимальный результат, который показывает объективное отношение подростка к самому себе. Он распознает свои ошибки и неудачи как ситуативные, а не хронические. Умеет критически их оценивать и делать выводы. Успехи воспринимаются ним как результат упорного труда и стараний, повышают стремление к новым целям.
Изучение самооценки старшеклассника позволяет выявить деструктивные тенденции развития его психики и скорректировать их на ранних этапах. Методика С. В. Ковалева проста в применении и может использоваться как для индивидуальной работы со школьником, так и для групповой оценки класса.
Что влияет на самооценку
Взрослые, сформированные личности оценивают себя по поступкам, достижениям, отношению значимых для них людей. Выводы они основывают на жизненном опыте и четком мировоззрении. У подростка эти основополагающие позиции еще только формируются, потому они опираются на мнение окружающих.
В первую очередь самооценку ребенка формируют родители. Балование и потакание детским прихотям стимулируют самовлюбленность. Угнетение, сдерживание приводят к замкнутости и неуверенности. Детская психология предполагает сочетание требования дисциплины с уважительным отношением к ребенку, как личности.
Как интерпретировать результатов
Онлайн анкета автоматически подсчитает сумму набранных баллов и выдаст готовое заключение. Результат будет оценен по шкале:
- менее 25 баллов – высокая самооценка, отсутствие сомнений в собственной правоте и достоинстве;
- 26–45 баллов – средний уровень, при которых старшеклассник в целом правильно оценивает себя, но внимателен к критике и замечаниям, может иногда испытывать сомнения;
- 46–128 баллов – заниженная самооценка, которая выражается в застенчивости, подверженности чужому мнению.
При низких и высоких показателях рекомендуется уделить внимание психологическому состоянию подростка, поскольку с возрастом самооценку трудно изменить.
Как исправляется самооценка подростка
Лучше всего ребенок учиться на примере близких. Адекватное отношение к критике и оценка собственных достижений родителями дает старшекласснику правильную модель поведения. При девиантном поведении самого ребенка важно мягко акцентировать внимание на недопустимости подобного и пояснить, в чем состоит ошибка.
Коррекция самооценки – кропотливый и длительный процесс, но его результаты важны для становления полноценной личности.
Самооценка личности старшеклассника, Ковалёв