Способность к самоуправлению, ССУ

Автор:
Н. М. Пейсахов
Колиество вопросов:
48
Время прохождения:
10-15 мин.
Способность к самоуправлению, ССУПрофессиональный тест
Инструкция: прочитайте утверждения, связанные с вашим повседневным поведением, и оцените их утвердительно или отрицательно при помощи кратких ответов «да» и «нет». Тест состоит из 48 пунктов.

 

Умение организовать себя – первый признак сознательности. Ребенок не может рассчитать время и свои силы, не знает о принципах режима дня и с поручением может провозиться непростительно долго. Взрослея, молодой человек учится чувствовать ход времени, понимать причинно-следственные связи и распределять свои силы между развлечениями и потребностями. Доктор психологических наук Н. М. Пейсахов разработал методику для определения способности к самоуправлению (ССУ) у подростков. Опросник подходит также взрослым. Пройдите тест онлайн, чтобы узнать, насколько развита у вас сознательность и хорошо ли вы владеете тайм-менеджментом.

1.Практика показывает, что я верно определяю свои возможности в любой деятельности.

1 из 48

Анкета доступна бесплатно и не требует регистрации. Интерактивная форма автоматически подсчитает баллы за ваши ответы «да» и «нет» и выдаст результат по окончании тестирования.

Опросник ССУ широко применяется в педагогической практике – в школах, колледжах, техникумах. Распространены как групповая форма тестирования, так и индивидуальная. Самодиагностика при помощи этого теста поможет справиться с рассеянностью, повысить умение концентрироваться и рационально использовать свои ресурсы.

В основе методики лежат два ключевых понятия:

  • Самоуправление.
  • Саморегуляция.

Самоуправление – творческий процесс созидания самого себя. Он состоит в построении стиля поведения, общения, эмоционального контроля и организации деятельности.

Саморегуляция – это корректировка своего поведения в соответствии с принятыми нормами, стереотипами и принципами, усвоенными на этапе самоуправления.

Эти два процесса тесно взаимосвязаны и цикличны. Вместе они охватывают все аспекты человеческого существования – от авторегуляции примитивных процессов жизнедеятельности до общения и познания.

Развитие самоуправления проходит две стадии. На первой возникает потребность в изменениях. Человек ощущает неудовлетворение от результатов своих действий (общения, работы, прочей активности). Сначала он пытается найти решение проблемы эмпирическим путем – пробуя новые подходы. Когда они не срабатывают, запускается рациональный механизм – это второй этап развития. Происходит анализ и систематизация собранной информации. На их основе изобретаются действенные шаблоны поведения и мышления.

Цикл самоуправления

Самоуправление, согласно методике Пейсахова, состоит из 8 этапов:

  • Анализ противоречий.
  • Прогнозирование.
  • Целеполагание.
  • Планирование.
  • Критерии оценки качества.
  • Принятие решения.
  • Самоконтроль.
  • Коррекция.

 

На первом этапе человек сталкивается с проблемой – старые схемы не работают. Возникает необходимость сориентироваться в ситуации, определить причины и факторы, вызывающие неудовлетворительный результат.

Далее происходит сопоставление прошлых и настоящих условий, выявление изменений. Основываясь на них человек пытается спрогнозировать, как ситуация будет развиваться дальше.  

Отталкиваясь от прогноза, происходит осмысление возможного положения, определение степени его соответствия своим желаниям. Исходя из этого формулируются цели – желаемое состояние, скорректированное под сложившиеся условия.

На этапе планирования человек придумывает алгоритм достижения целей на основе двух подходов – нужно изменить себя или внешние факторы. Проработка шагов проходит уточнение от стратегических (общих и долгосрочных) до тактических (конкретных на близкую перспективу) заданий.

Для того, чтобы оценить, насколько правильны и эффективны шаги реализации своего плана, необходимо разработать систему критериев их оценки. Это может быть общественное мнение, улучшение отношений с близкими, повышение уровня жизни и другие. Критерии формируются исходя из личностных психологических установок человека, его предпочтений и восприятия окружающего мира.

На этапе принятия решения человек переходит к активному внедрению разработанного плана. Здесь важно сбалансировать смелость и осмотрительность, не делать слишком поспешных шагов, внимательно отслеживать реакции окружения на предлагаемые изменения.

Одновременно запускается функция саморегуляции для отслеживания процесса. Человек подсознательно анализирует информацию о том, насколько эффективны запущенные нововведения. Если есть погрешности – требуется коррекция подходов.

Также коррекция означает отслеживание отклонений от намеченного плана изменений и применение регулировки поведения, чтобы не выходить за новые рамки.

По окончании цикла самоуправления человек должен выйти на новый уровень развития. Пребывая на нем некоторое время, он снова ощутит неудовлетворение и необходимость самосовершенствования. Так начнется новый виток процесса.

Бесплатный опросник онлайн поможет определить, насколько хорошо вы владеете искусством самоуправления, а также покажет ваш уровень самооценки и осознанности.

Кому будет интересен этот тест

Опросник Н. М. Пейсахова заинтересует подростков, желающих доказать старшим свою состоятельность и самостоятельность. Он пригодится родителям, стремящимся воспитать сильную и волевую личность. Методика полезна для взрослых, в качестве самодиагностики, испытывающих сложности с реализацией своих профессиональных и личных амбиций.

Можно ли научиться самоуправлению

Умение адаптироваться, степень мотивации, агрессивности и интеллектуального развития тесно связаны со способностью самоуправления. Здоровое восприятие своего «Я» и наличие стойких жизненных интересов наиболее способствуют повышению качества самоуправления. Различные аутотренинги и психологические практики помогут развить свои навыки.

Что делать, если у подростка низкий уровень самоуправления

Такая ситуация может быть спровоцирована многими факторами: чрезмерной опекой родителей, авторитарными методами воспитания, бунтарским переходным периодом, психологическими травмами. Чтобы научить человека правильно ориентироваться в социуме, необходимо установить причину отклонений и восстановить его психическое равновесие и самооценку.

Психологические тесты онлайн - Psyhodila
Добавить комментарий