Колиество вопросов:
75
75
Время прохождения:
14 мин.
14 мин.
Психологический тест
Методика «Профиль мышления» предназначена для оценки уровня развития четырех базовых типов мышления: предметного, образного, знакового и символического. Она также измеряет уровень креативности индивида. Методика основывается на теоретических положениях Джерома Брунера, который предложил концепцию о том, что мышление развивается через три основные формы представлений: действительное, образное и символическое.
Инструкция: У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, отвечайте «да», в противном случае – «нет».
Пройдите на сайте тест опросник Профиль мышления для определения индивидуальной характеристики человека. Результат вы получите онлайн после ответа на последний вопрос.
Содержание
Базовые типы мышления:
- Предметное мышление
Это тип мышления, связанный с конкретными объектами и явлениями, в котором главную роль играют практические действия и взаимодействие с окружающим миром. Такой тип мышления характеризуется способностью воспринимать и манипулировать физическими объектами. - Образное мышление
Этот тип включает способность работать с ментальными образами и воображаемыми представлениями. Он предполагает способность представлять себе объекты или события, которые не присутствуют в данный момент. - Знаковое мышление
Включает способность оперировать знаками, символами и системами знаков, такими как язык или математические символы. Это тип мышления, который играет ключевую роль в абстрактных рассуждениях, изучении языков и математических операций. - Символическое мышление
Этот тип более сложен и включает способность работать с абстракциями, символами и концептами, которые могут не иметь прямого отношения к реальному миру. Символическое мышление позволяет рассуждать о метафорах, теоретических конструктах и мета-уровнях анализа. - Креативность
Креативность измеряется как способность создавать новые идеи, комбинировать различные концепты и предлагать нестандартные решения. Это важная составляющая для всех типов мышления, так как она способствует их развитию и применению в различных сферах.
Применение:
Методика используется для:
- Оценки уровня развития различных типов мышления у детей и взрослых.
- Психодиагностических исследований, связанных с развитием когнитивных способностей.
- Психологических тренингов и программ, направленных на развитие мышления и креативности.
- Выявления сильных и слабых сторон мышления, что помогает в обучении и профессиональном развитии.
Уровень креативности не зависит от профиля мышления. Он указывает на творческие способности человека в плане решения задач нестандартным способом, создания уникальных продуктов и т.д.
Интерпретация результатов
1. Предметное мышление
- Высокие баллы: Указывают на развитую способность оперировать с конкретными объектами, эффективно решать практические задачи и взаимодействовать с окружающей реальностью. Это свойственно людям, которые имеют хорошо развитыми навыки в технических, инженерных или прикладных областях.
- Низкие баллы: Могут свидетельствовать о трудностях в практическом применении знаний, а также о недостаточной способности к эффективному решению реальных задач.
2. Символическое мышление
- Высокие баллы: Это признак способности работать с абстрактными идеями и концептами. Такие люди могут легко понимать и оперировать метафорами, теоретическими концептами, и им проще разрабатывать сложные модели. Это важно для научной работы и теоретической деятельности.
- Низкие баллы: Указывают на трудности в абстрактном мышлении, возможное нежелание или неспособность работать с теоретическими конструкциями и моделями.
3. Знаковое мышление
- Высокие баллы: Человек эффективно использует знаки и символы для решения задач, что проявляется в высоком уровне математической грамотности, способности работать с языковыми или логическими системами. Это важный показатель для профессий, связанных с аналитикой и точными науками.
- Низкие баллы: Могут указывать на трудности в понимании абстракций и знаковых систем, таких как язык, числа, формулы, что может затруднять восприятие и решение задач в этих областях.
4. Образное мышление
- Высокие баллы: Означают, что человек обладает развитой способностью к визуализации и использованию воображаемых образов. Это важно для профессий, требующих креативности, например, в искусстве, дизайне, архитектуре или науке.
- Низкие баллы: Могут свидетельствовать о трудностях в воображении и представлении нестандартных образов, что ограничивает креативное мышление и способность решать проблемы вне рамок привычных решений.
5. Креативность
- Высокие баллы: Указывают на способность генерировать новые идеи, нестандартные решения и творчески подходить к проблемам. Такие люди отличаются гибкостью мышления и могут эффективно решать задачи в условиях неопределенности и изменений.
- Низкие баллы: Могут свидетельствовать о склонности к следованию традиционным методам решения задач и сложности в генерации новых идей. Это может ограничивать возможности человека в инновационных и творческих сферах.
Общая интерпретация:
- Сильные стороны: Высокие результаты по нескольким шкалам показывают наличие у человека комплексного подхода к решению проблем, развитое мышление и способность использовать различные типы мышления в зависимости от ситуации.
- Слабые стороны: Низкие результаты в одной или нескольких шкалах могут указать на необходимость работы над развитием соответствующего типа мышления. Например, низкие баллы по креативности могут свидетельствовать о трудности в поиске нестандартных решений, а низкие баллы по образному мышлению — о сложности в создании новых идей или образов.
Рекомендации:
- Для людей с высокими результатами: Рекомендуется направлять усилия на развитие профессиональных навыков, использование сильных сторон в работе и поиске инновационных решений.
- Для людей с низкими результатами: Возможно, стоит заняться развитием соответствующих когнитивных функций, например, через специальные упражнения для улучшения креативности или тренировки абстрактного мышления.
Используемая литература:
- Джером Брунер. Психология познания. М.: Прогресс, 1977
- В. А. Ганзен, К. Б. Малышев, Л. В. Огинец. Практикум по психологии профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2001