Методика «Профиль мышления»

Автор:
В. А. Ганзен, К. Б. Малышев, Л. В. Огинец
Колиество вопросов:
75
Время прохождения:
14 мин.
Методика «Профиль мышления»Психологический тест
Методика «Профиль мышления» предназначена для оценки уровня развития четырех базовых типов мышления: предметного, образного, знакового и символического. Она также измеряет уровень креативности индивида. Методика основывается на теоретических положениях Джерома Брунера, который предложил концепцию о том, что мышление развивается через три основные формы представлений: действительное, образное и символическое.

Инструкция: У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, отвечайте «да», в противном случае – «нет».

1.Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).

1 из 75

Пройдите на сайте тест опросник Профиль мышления для определения индивидуальной характеристики человека. Результат вы получите онлайн после ответа на последний вопрос.

Базовые типы мышления:

  1. Предметное мышление
    Это тип мышления, связанный с конкретными объектами и явлениями, в котором главную роль играют практические действия и взаимодействие с окружающим миром. Такой тип мышления характеризуется способностью воспринимать и манипулировать физическими объектами.
  2. Образное мышление
    Этот тип включает способность работать с ментальными образами и воображаемыми представлениями. Он предполагает способность представлять себе объекты или события, которые не присутствуют в данный момент.
  3. Знаковое мышление
    Включает способность оперировать знаками, символами и системами знаков, такими как язык или математические символы. Это тип мышления, который играет ключевую роль в абстрактных рассуждениях, изучении языков и математических операций.
  4. Символическое мышление
    Этот тип более сложен и включает способность работать с абстракциями, символами и концептами, которые могут не иметь прямого отношения к реальному миру. Символическое мышление позволяет рассуждать о метафорах, теоретических конструктах и мета-уровнях анализа.
  5. Креативность
    Креативность измеряется как способность создавать новые идеи, комбинировать различные концепты и предлагать нестандартные решения. Это важная составляющая для всех типов мышления, так как она способствует их развитию и применению в различных сферах.

Применение:

Методика используется для:

  • Оценки уровня развития различных типов мышления у детей и взрослых.
  • Психодиагностических исследований, связанных с развитием когнитивных способностей.
  • Психологических тренингов и программ, направленных на развитие мышления и креативности.
  • Выявления сильных и слабых сторон мышления, что помогает в обучении и профессиональном развитии.

Уровень креативности не зависит от профиля мышления. Он указывает на творческие способности человека в плане решения задач нестандартным способом, создания уникальных продуктов и т.д.

Интерпретация результатов

1. Предметное мышление

  • Высокие баллы: Указывают на развитую способность оперировать с конкретными объектами, эффективно решать практические задачи и взаимодействовать с окружающей реальностью. Это свойственно людям, которые имеют хорошо развитыми навыки в технических, инженерных или прикладных областях.
  • Низкие баллы: Могут свидетельствовать о трудностях в практическом применении знаний, а также о недостаточной способности к эффективному решению реальных задач.

2. Символическое мышление

  • Высокие баллы: Это признак способности работать с абстрактными идеями и концептами. Такие люди могут легко понимать и оперировать метафорами, теоретическими концептами, и им проще разрабатывать сложные модели. Это важно для научной работы и теоретической деятельности.
  • Низкие баллы: Указывают на трудности в абстрактном мышлении, возможное нежелание или неспособность работать с теоретическими конструкциями и моделями.

3. Знаковое мышление

  • Высокие баллы: Человек эффективно использует знаки и символы для решения задач, что проявляется в высоком уровне математической грамотности, способности работать с языковыми или логическими системами. Это важный показатель для профессий, связанных с аналитикой и точными науками.
  • Низкие баллы: Могут указывать на трудности в понимании абстракций и знаковых систем, таких как язык, числа, формулы, что может затруднять восприятие и решение задач в этих областях.

4. Образное мышление

  • Высокие баллы: Означают, что человек обладает развитой способностью к визуализации и использованию воображаемых образов. Это важно для профессий, требующих креативности, например, в искусстве, дизайне, архитектуре или науке.
  • Низкие баллы: Могут свидетельствовать о трудностях в воображении и представлении нестандартных образов, что ограничивает креативное мышление и способность решать проблемы вне рамок привычных решений.

5. Креативность

  • Высокие баллы: Указывают на способность генерировать новые идеи, нестандартные решения и творчески подходить к проблемам. Такие люди отличаются гибкостью мышления и могут эффективно решать задачи в условиях неопределенности и изменений.
  • Низкие баллы: Могут свидетельствовать о склонности к следованию традиционным методам решения задач и сложности в генерации новых идей. Это может ограничивать возможности человека в инновационных и творческих сферах.

Общая интерпретация:

  • Сильные стороны: Высокие результаты по нескольким шкалам показывают наличие у человека комплексного подхода к решению проблем, развитое мышление и способность использовать различные типы мышления в зависимости от ситуации.
  • Слабые стороны: Низкие результаты в одной или нескольких шкалах могут указать на необходимость работы над развитием соответствующего типа мышления. Например, низкие баллы по креативности могут свидетельствовать о трудности в поиске нестандартных решений, а низкие баллы по образному мышлению — о сложности в создании новых идей или образов.

Рекомендации:

  • Для людей с высокими результатами: Рекомендуется направлять усилия на развитие профессиональных навыков, использование сильных сторон в работе и поиске инновационных решений.
  • Для людей с низкими результатами: Возможно, стоит заняться развитием соответствующих когнитивных функций, например, через специальные упражнения для улучшения креативности или тренировки абстрактного мышления.

Используемая литература:

  1. Джером Брунер. Психология познания. М.: Прогресс, 1977
  2. В. А. Ганзен, К. Б. Малышев, Л. В. Огинец. Практикум по психологии профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2001

 

Психологические тесты онлайн - Psyhodila
Добавить комментарий