48
10-15 мин.
Человеку дано 6 чувств для познания мира. И хоть строение органов у всех одинаковое, восприятие индивидуально для каждого. Преобладание какого-либо типа влияет на формирование личности и особенности психики. Проверьте себя при помощи диагностики доминирующего типа восприятия С. Ефремцева онлайн. Оцените утверждения теста, описывающие особенности восприятия на предмет справедливости по отношению к вашим привычкам. Тест доступен бесплатно и без регистрации.
Понимание своего типа восприятия помогает в обучении при подборе способов передачи информации и в общении. По приоритетности органов чувств выделяют такие типы:
- Визуалы – руководствуются зрением;
- Аудиалы – предпочитают звуковую передачу информации;
- Кинестетики – узнают мир на ощупь;
- Дискреты (дигиталы) – делают выводы на основе логики и критического мышления.
Легче наладить коммуникацию с визуалом, показав ему график или макет будущего проекта, а с аудиалом – озвучив ему основные положения вопроса. Люди и в эмоциональных, душевных чувствах руководствуются преобладающим способом восприятия. Так, кинестетик «считает» отношение к нему другого человека по прикосновениям (рукопожатии, объятиям) и позе; аудиал распознает симпатию или враждебность по тону голоса и манере речи; визуал поймет, нравится ли он человеку по взгляду и общему виду собеседника; дигитал проанализирует совместную историю и сделает выводы.
Интерпретация результатов по методике Ефремцева состоит в презентации преобладающего типа восприятия, каждый из которых измеряется по 16-тми бальной шкале:
- менее 7 баллов – низкий уровень;
- 8–12 баллов – средний уровень;
- 13–16 баллов – доминирующий тип.
Сенсорика – самая главная способность человека, приспосабливающая его к окружающей среде. Узнайте, какой вид наиболее ярко выражен у вас, чтобы развивать и беречь эту способность.
Типы личностей по способу восприятия
Человек не выбирает приоритетный сенсор, он закладывается при рождении. Наша задача – научиться ним пользоваться бережно и эффективно.
Акустика – основной источник информации для аудиалов. Слова, звуки, музыка и даже шум поведают таким людям гораздо больше, чем самое точное изображение. Они любят разговаривать и слушать. Телефонные разговоры и неспешные беседы за чаем – их стихия. Они оценят богатый тембр и чистую речь. Часто становятся лекторами, артистами и певцами. При этом очень чувствительны к посторонним неприятным звукам: грохот электроинструментов, скрип стула, громкий телевизор за стенкой могут вывести их из равновесия.
Аудиалы очень восприимчивы к похвале и порицанию. Если не хотите задеть чувства таких людей неприятной информацией, лучше сообщить ее в письменной форме.
Визуалы видят больше прочих. С первого взгляда они способны оценить гармонию и беспорядок интерьера, создать целостный образ в одежде и мысленно превратить звуковую информацию в визуальные образы. Для них важна эстетика во всем: в одежде своей и окружающих, в дизайне дома и офисного помещения. Они предпочитают место у окна или в дальнем углу, из которого открывается вид на все помещение.
Аппетит визуалов сильно зависит от внешнего вида блюда – красивое оформление и сервировка даже повседневную трапезу превратят для них в праздничный пир.
Чтобы донести визуалу свою мысль, лучше ее изложить в виде рисунка, графика, схемы или фотографии.
Кинестетики стараются все потрогать – именно так они познают мир. Физическая активность и близость для них необходимы. В разговоре они стараются приблизиться и коснуться собеседника. Выбирая товары в магазине, они обязательно покрутят их в руках и ощупают со всех сторон. Они любят двигаться, танцевать, массаж и объятия.
При помощи физических ощущений они получают информацию и интерпретируют ее в интуитивные чувства. Кинестетики тонко чувствуют атмосферу в помещении, коллективе.
Дигиталы кажутся бесчувственными жесткими людьми, хотя в душе они очень ранимы и восприимчивы. Они редко используют красочные метафоры для изъяснения, опираясь на четкие и лаконичные формулировки. Они стремятся к познанию, любят философствовать и анализировать. С ними следует разговаривать на понятном для них языке, предоставляя факты, аргументы и доказательства. Дискреты практичны в быту, экономны и основательны.
Кому будет интересен этот тест
Опросник на диагностику доминирующей перцептивной модальности подходит для самоанализа природных склонностей подростков и взрослых. Тест полезен каждому, кто желает разобраться в особенностях своей психики и мировосприятия. Методика популярна в качестве элемента профессиональной ориентировки для учеников старших классов при выборе дальнейшего направления обучения.
Можно ли доверять результатам теста
Методика диагностики перцептивной модальности широко известна и популярна среди психологов и социологов. Она апробирована на различных возрастных и профессиональных группах респондентов. Онлайн версия полностью соответствует оригинальной методике и отличается надежностью и чувствительностью.
Можно ли изменить свой тип сенсорики
Тип восприятия информации закладывается генетически и прогрессирует в процессе взросления человека. Изменить его по желанию невозможно, но его проявления поддаются корректировки. Пристрастие кинестетиков все трогать можно контролировать, чтобы не раздражать других людей навязчивыми прикосновениями. Аудиалы путем воспитания терпеливости могут научиться легче переносить посторонние шумы. Визуалы, стремящиеся к чистоте и идеальному порядку, способны сдерживать порывы бесконечных уборок и придирок к соседям.
Как развивать свою восприимчивость
При помощи опросника уточните свою принадлежность по классификации Ефремцева. Задумайтесь, как часто вы замечаете за собой проявление ведущего типа восприятия. Главный способ его развития – осознание своих особенностей и практика доверия своим чувствам. Если вы чувствуете, что необходимо пощупать предмет – сделайте это. Если вам удобнее шевелить губами во время чтения – не останавливайте себя. Если вам нужно во время работы переключаться на картинки с красивыми пейзажами – позвольте себе это. А если вам тяжело удержать в голове все планы и задания – оформите подробный ежедневник и вычеркивайте дела, по мере их выполнения. Будьте собой и используйте свои уникальные возможности.