Колиество вопросов:
15
15
Время прохождения:
2-3 мин.
2-3 мин.
Шкала оценки осознанности и внимательности MAAS предназначена для измерения «полноты сознания» (mindfulness), внимательного присутствия в настоящем моменте.
Инструкция: Ниже приведены утверждения о вашем каждодневном опыте. Отметьте, насколько часто или насколько редко в настоящее время к вам относятся эти утверждения. Постарайтесь отвечать в соответствии с тем, что действительно отражает ваш опыт, а не то, что вам хотелось бы видеть.
Полнота сознания (mindfulness) — это состояние, когда человек полностью сосредоточен на настоящем моменте. Он осознаёт всё, что происходит вокруг и внутри него, без осуждения или стремления что-то изменить. Такой подход помогает понимать свои мысли, чувства, телесные ощущения и окружающий мир с открытостью и принятием.
Содержание
Основные характеристики полноты сознания:
- Фокус на настоящем моменте. Полное внимание сосредоточено на том, что происходит здесь и сейчас.
- Осознание без осуждения. Принятие своих мыслей, эмоций и ощущений такими, какие они есть, без попытки их оценивать.
- Чувствительность к деталям. Замечание мелочей в окружающей среде и в самом себе.
- Открытость. Готовность воспринимать опыт без сопротивления или предвзятости.
- Принятие. Отсутствие стремления изменить происходящее, а понимание и принятие его как данности.
Польза от полноты сознания
- Улучшение эмоционального состояния: снижает уровень стресса, тревоги и депрессии.
- Укрепление концентрации: развивает способность сосредотачиваться на одной задаче.
- Развитие саморефлексии: помогает лучше понимать свои потребности и эмоции.
- Повышение качества жизни: способствует наслаждению простыми моментами и уменьшает ощущение «жизни на автомате».
Используемая литература:
- А. М. Голубев. Природа полноты сознания. Адаптация опросника внимательности и осознанности MAAS // Вестник НГУ. Серия: Психология, 2012. Том 6, вып. 2
- K. W. Brown, Ryan R. M. The benefits of being present: Mindfulness and its role in psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology, 2003. 84