Опросник структуры темперамента, ОСТ

Автор:
В. М. Русалов
Колиество вопросов:
105
Время прохождения:
10 мин.
Опросник структуры темперамента, ОСТПсихологический тест
Опросник структуры темперамента, ОСТ предназначен для измерения характеристик поведения, которые наиболее биологически обусловлены, стабильны в развитии человека и относительно независимы от ситуации.

Инструкция: Вам предлагается ответить на 105 вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов.

1.Подвижный ли Вы человек?

1 из 105

Темперамент — это совокупность индивидуальных биологически обусловленных особенностей психики, которые определяют динамику поведения и эмоциональных реакций человека.

Основные типы темперамента

  1. Сангвиник
    • Энергичный, эмоционально устойчивый, легко адаптируется к изменениям.
  2. Холерик
    • Импульсивный, энергичный, склонен к бурным эмоциональным реакциям.
  3. Флегматик
    • Спокойный, уравновешенный, медлительный, трудно выводимый из себя.
  4. Меланхолик
    • Чувствительный, склонный к переживаниям, медлительный в действиях.

Объемная анкета, содержащая более 105 вопросов, позволяет глубоко проанализировать специфику мышления человека и выяснить, как темперамент выражен наиболее ярко. Каждый из них формируется под влиянием нескольких факторов, выделенных автором в самостоятельные шкалы:

  • Предметная энергичность – потребность человека во взаимодействии с материальными предметами, любовь к труду, деятельной активности.
  • Социальная энергичность – потребность в общении, коммуникации, стремление к лидерству, признанию.
  • Пластичность – скорость переключения между разными видами деятельности.
  • Социальная пластичность – способность налаживать контакт с разными по характеру людьми, легкость переключения внимания при общении с одного человека на другого.
  • Скорость – приспособленность человека к быстрой моторике, движению при выполнении предметной работы.
  • Социальный темп – определяет скорость разговорной речи, мышления.
  • Эмоциональность – показывает степень чувствительности респондента к результатам своей деятельности.
  • Социальная эмоциональность – отражает ранимость человека в общении, его обидчивость, чуткость.
  • Контрольная шкала – применяется для определения степени искренности ответов.

Бывают ли смешанные типы темперамента

Да, в реальной жизни смешанные типы темперамента встречаются гораздо чаще, чем «чистые». Это связано с тем, что большинство людей обладает чертами, характерными для разных типов темперамента, в разной степени выраженности.

Причины смешанных типов:

  1. Индивидуальные особенности нервной системы
    • Каждая из характеристик темперамента (сила, уравновешенность, подвижность) может сочетаться по-разному, что приводит к уникальным комбинациям.
  2. Влияние среды и воспитания
    • Обстоятельства жизни, воспитание и жизненный опыт могут «сглаживать» яркие проявления одного типа темперамента и усиливать черты другого.
  3. Полимодальность психических процессов
    • В зависимости от ситуации человек может проявлять черты одного или другого типа темперамента. Например, быть флегматичным в спокойной обстановке, но холериком в стрессовой ситуации.

Примеры смешанных типов:

  • Сангвиник-холерик
    Энергичный, общительный, но иногда склонный к вспышкам раздражения.
  • Меланхолик-флегматик
    Спокойный, вдумчивый, с повышенной чувствительностью к переживаниям.
  • Флегматик-сангвиник
    Уравновешенный, трудолюбивый, с периодами высокой активности.

Как определить смешанный тип?

  • Используются специализированные опросники, такие как ОСТ-105 или другие методики диагностики темперамента, которые оценивают степень выраженности черт каждого типа.
  • Чаще всего выделяют ведущий тип, к которому человек ближе, и второстепенные черты других типов.

Используемая литература:

  1. В. М. Русалов. Темперамент в структуре индивидуальности человека. М.: ИП РАН, 2012
  2. О. П. Елисеев. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000
  3. Е. И. Рогов. Учитель как объект психологического исследования. М.: Владос, 1998
Психологические тесты онлайн - Psyhodila
Добавить комментарий